Преемственность в обучении математике
между начальной и основной школой
Каждый год, проводя педагогический совет по итогам классно-обобщающего контроля в 5-х классах, мы говорим об адаптационном периоде для 5-тиклассников. Пытаемся выявить проблемы преемственности между начальной и основной школой и возможные пути их решения.
Анализ итогов показывает снижение качества знаний в 1-й четверти и повышение его к концу 5-го класса. Снижение качества знаний обусловлено стрессогенностью ситуации адаптации в 5 классе. Перечислю некоторые причины, возникающие при переходе из начальной школы в основную:
- Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности.
- Обучающиеся перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.
- Каждый учитель по-своему преподает свой предмет. Преподавание индивидуально, хотя программы и учебники одни для всех.
Можно выделить ряд распространённых проблем, влияющих на успешность усвоения пятиклассниками курса математики в основной школе. Приведу, на мой взгляд, основные:
- Выделение дополнительного времени в 1-4-м классе сверх отведенных 45 минут – на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу (приходя в 5-й класс, ребята, еще не начав писать контрольную работу, спрашивают: “А можно будет дописать работу после звонка или после уроков? А можно работу переписать после уроков?”).
- Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних или творческих работ (иногда родители, обладая большим запасом знаний, “забегают” намного вперед, пытаясь объяснить материал с точки зрения учащихся более старших классов, в итоге ученик не знает ни способа решения, разбираемого в классе, ни другого).
- Существует и другая крайность в отношении родителей к контролю за обучением детей в 5-м классе: ребенок уже большой, ни в помощи, ни в проверке домашнего задания не нуждается, но систематический контроль нужен как раз в этот сложный для подростка период. Когда родители говорят: «Я этого не понимаю, помочь не могу», то ребенок думает: «Если такие умные и успешные родители этого не знают, то и я не смогу, а, может, это и вовсе не нужно?» и даже не пытается выучить материал.
- Пассивность большинства обучающихся в процессе обучения (дети предпочитают “отсидеться” на уроке тихо, а не активно участвовать в работе).
- Создание у детей учителем и родителями в конце 4-го класса “психологического барьера” – настороженного ожидания трудностей учения в 5-м классе.
- Недостаточная техника чтения (в особенности – математических текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его.
- Недостаточная скорость письма (в основной школе темп урока увеличивается, и дети просто не успевают делать записи в тетрадях).
- Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей (порой дочитывая текст задачи до конца, ученик не помнит что в начале), а так же недостаточная тренированность долговременной памяти (отсюда “забывчивость”, которая требует постоянного вкрапления элементов повторения на уроках).
- Недостаточные умения устных вычислений (особенно слабое знание таблицы умножения).
- Ошибки в письменном делении многозначных чисел, особенно при получении нуля в частном.
- Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия) (дети не могут представить себе ситуации, описанные в задачах, изобразить их на рисунке или схеме).
- Недостаточное развитие графических умений.
- Недостаточно грамотная математическая речь учащихся (порой слышишь в ответах: «Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из большего числа вычесть меньшее», что приводит к неверным действиям в 6-м классе, когда учащиеся начинают работать с отрицательными числами).
При изучении школьного курса математики важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. Ведь большая часть материала, изучаемого в 5 классе, является обобщением и повторением того материала, с которым ученики пришли из начальной школы. Значит, основные задачи родителей для поддержания успешного обучения математике в 5-м классе заключаются в систематическом контроле за повторением пройденного и усвоением нового теоретического материала, повышении скорости чтения и письма, вычислительных навыков, развитии памяти и логического мышления.
учитель математики Жук Л.В.
(по мотивам статьи «Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой» Елена Валентиновна Тренина festival@1september.ru)