Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 34 человека

Методический совет "Целеполагание в обучающей деятельности учителя"

Дата: 25 марта 2015 в 20:59

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ  В  ОБУЧАЮЩЕЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧИТЕЛЯ

   «Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»

К. Д. Ушинский

      Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Целеполагание является проблемой современного урока.  В чем суть проблемы?

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали ученики?

Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Глобальные цели – это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком – это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

       Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

          Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата. Чтобы избежать этого, важно продумывать различные приемы сообщения целей: устно, с помощью записи на доске, в опосредованной ненавязчивой форме в ходе диалога. При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик

·       сам себе их поставил

·       они понятны ему

·       очевидны

·       с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)

Цели должны быть:

·       Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

·       Конкретные.

·       Понятные.

·       Осознанные.

·       Описывающие желаемый результат.

·       Реальные.  Достижимы, конкретны, т.е. контролируемы

·       Побудительные (побуждать к действию).

·      Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

·   Сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата

    Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель: 

 1. Визуальные:

·       Тема-вопрос

·       Работа над понятием

·       Ситуация яркого пятна

·       Исключение

·       Домысливание

·       Проблемная ситуация

·       Группировка.

2. Аудиальные:

·       Подводящий диалог

·       Собери слово

·       Исключение

·       Проблема предыдущего урока.

       Учитель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

         Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

 ПОМНИ: цели не рождаются по звонку на урок!   Процесс целеполагания – процесс трудоемкий.

Полезные  ссылки  по  теме

:http://uchebnikfree.com/osnovyi-pedagogiki/tselepolaganie-uroka-4175.html

http://myownwebsite.ru/tcelepolaganie

http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-4193

http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/06/09/tselepolaganie-uroka-v-sootvetstvii-s

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.