УТВЕРЖДЕНО
Протокол педсовета
04. 01. 2018 № 3
ПОЛОЖЕНИЕ
о деятельности учителя над темами самообразования
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность учителя над темами самообразования, которая является одной из основных форм повышения квалификации.
1.2. Работа педагогов над темами самообразования является обязательной.
1.3. При совмещении педагогом двух и более должностей тема самообразования определяется по одному виду деятельности.
II. Цель и задачи
2.1. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
2.2. Задачи:
2.2.1. совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
2.2.2. овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
2.2.3. изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
2.2.4. развитие в школе инновационных процессов.
III. Порядок работы над темой самообразования
3.1. Тема самообразования определяется, исходя из:
3.1.1. методической темы школы;
3.1.2. затруднений педагогов;
3.1.3. специфики их индивидуальных интересов.
3.2. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет.
3.4. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:
- выступления (отчет) на заседании МО, НМС, педсовета;
- теоретический, методический и практический семинар;
- практикум;
- тренинг;
- мастер-класс;
- открытый урок.
3.5. Заместитель директора по УР ведет учет тем самообразования, курирует
деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает обходимую методическую помощь.
3.6. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
- доклада,
- реферата,
- статьи в журнале,
- программы,
- дидактического материала,
- методического пособия,
- научно-методической разработки.
Копия наработанного материала сдается в методический кабинет школы и является доступным для использования другими педагогами.
3.7. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован учителям школы к распространению на различных уровнях.
IV. Положение сопровождается приложениями:
- примерный план работы педагога над темой самообразования (Приложение 1);
- примерный план отчета по самообразованию (Приложение 2);
- примерное содержание папки по самообразованию (Приложение 3)
Приложение 1
Примерный план работы педагога по самообразованию
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
1. Диагностический |
1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы, имеющегося опыта по проблеме |
1-й год работы над темой |
II. Прогностический |
1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов |
1-й год работы над темой |
III. Практический |
1. Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. 4. Корректировка работы |
2-й год; (3-й), (4-й) |
IV. Обобщающий |
1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов |
3-й год, (4-й), (5-й) |
V. Внедренческий |
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение |
В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
Изменения в таблицу вносятся ежегодно. Такая система работы позволяет выявить передовой педагогический опыт, его обобщить и выбрать формы распространения.
Приложение 2
Примерный план отчета по самообразованию в период
реализации мероприятий практического этапа
1. Обоснование выбора темы.
2. Цель и задачи работы над темой, сроки.
3.Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.
4. Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях.
5. Какой предполагается результат и форма его представления.
Ф.И.О. педагога |
Должность, предмет |
Тема самообразования |
Год работы над темой |
Деятельность по реализации темы |
|
Приложение 3
Примерное содержание папки по самообразованию:
- Титульный лист
- Содержание
- План работы по теме самообразования
- Теоретическая часть
- Выступления по теме самообразования
- Разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки, связанные с темой самообразования
- Список литературы по теме самообразования
- Выводы и рекомендации по использованию результатов самообразования на своих уроках и в неурочной деятельности
- Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год
- Посещение уроков, внеклассных мероприятий у коллег.